Пятница,27.04.2018,07:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя начальных классов ГБОУ ЦО № 1601 г.Москвы Пожиловой Ольги Александровны
Добро пожаловать
Праздники
Осталось...
Готовимся к школе
Внеурочная деятельность
Учительская
 
Учительская газета
Новости
Опрос
Какие книги Вы любите читать?
Всего ответов: 14
Гости
счетчик посещений Сегодня нас посетили: Гость
Яндекс счётчик
Рейтинг@Mail.ru Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank

Каталог файлов

Главная » Файлы » ФГОС » ФГОС

Ѽ Типы уроков по ФГОС
11.04.2015, 22:52

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1)  уроки «открытия» нового знания;

2)   уроки рефлексии;

3)   уроки общеметодологической направленности;

4)   уроки развивающего контроля.

Основные цели урока каждого типа.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. 

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятель-ностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов. 

4.Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. 

Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1)  предъявление контролируемого варианта;

2)  наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3)  сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;

4)  критериальную оценку результата сопоставления. 

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1)  написание учащимися варианта контрольной работы;

2)  сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3)  оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. 

Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятелъностный метод обучения и обеспечиваться соответствующаясистема дидактических принципов. Следовательно, в качестве опорного сигнала для описания структуры уроков каждого типа может использоваться приведенная на рис. 1 схема («матрешка»). 

                   Структура урока  «открытия» нового знания 

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 

1.Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

1)  создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

2)  актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

3)  установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

2.Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1)  воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

2)  активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

3)  актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

4)  попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5)  зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3.Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

1)  проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

2)  зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

3)  соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1)  в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

2)  предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

3)  выбрали способ построения нового знания [как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);

4)  выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего7] - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

5.Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

2)  при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

3)  применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

4)  зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

5)  зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6.Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

7.Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация  нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, ииндивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

1)  организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

4) для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

8.Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является включение нового способа действий всистему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого нужно:

1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

2) организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

4)    при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

                               Структура урока  рефлексии

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона длясамопроверки, которые мы поясним на конкретном примере. 

Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, (оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять спои ошибки» и давать им четкий ответ на данный вопрос. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя от урока к уроку. 

Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.

                        Структура урока  развивающего контроля 

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидульных затруднений;

 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

 Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств. 

Источник

Категория: ФГОС | Добавил: Alenka
Просмотров: 186 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Мой сайт
Сколько дней блогу
Весёлые нотки
Мой друг
Именинники
О воспитании
Календарик
Календарь
А за окном...
Яндекс.Погода
Праздники России
Праздники России
Живой календарь
Информация
Если какой-либо материал на сайте нарушает Ваши авторские права, пришлите уведомление администратору по обратной связи, и материал будет удален.
Мои кнопки
доска объявлений Наш сайт в каталоге manyweb.ru Этот сайт защищен «Site Guard»

Пожилова Ольга Александровна © 2018